За поддержание комфортной температуры в салоне машины отвечает автокондиционер. Он может быть частью климат-контроля, или функционировать отдельно. Чтобы эксплуатация и обслуживание этого устройства не вызывали проблем, нужно разобраться в структуре системы охлаждения.
Ключевые элементы автокондиционера
Работа любого автокондиционера основана на способности веществ впитывать и отдавать тепло, меняя при этом агрегатное состояние. Поэтому структура у всех моделей таких устройств практически идентична, и выглядит следующим образом:
-
• Компрессор. Создает давление, необходимое для циркуляции хладагента по каналам;
-
• Конденсатор. Попадая в конденсатор фреон трансформиуется из газа в жидкость. Этот процесс сопровождается активным тепловыделением;
-
• Испаритель. Конструктивно эта деталь представляет собой радиатор. Здесь хладагент испаряется, забирая тепло из салона. Влага, которая образовывается вследствие этого, скапливается на испарителе и через дренажи выводится наружу;
-
• Осушитель. Емкость со специальным веществом. Предназначена для сбора лишней влаги;
-
• Терморегулирующий вентиль (ТРВ). Посредством этого приспособления контролируется давление в системе и запускается механизм испарения фреона;
-
• Электрооборудование. Устройства и датчики для управления автокондиционером.
Для прокладки системы охлаждения в автомобиле используются трубки для высокого и низкого давления. Первые обладают повышенной прочностью и способны выдержать температуру до 150 0С.
Как работает автокондиционер
Автомобильный кондиционер представляет собой закрытую герметичную систему, внутри которой циркулируют хладагент и компрессорное масло. Последнее нужно для смазки трущихся элементов и устранения засорений.
Принцип действия большинства автокондиционеров заключается в следующем:
-
1. После включении кондиционера фреон всасывается в компрессор. Там происходит повышение температуры (до 80 0С) и давления.
-
2. Вещество попадает в конденсатор и переходит из газа в жидкость. Температура при этом снижается до 50 0С.
-
3. Фреон поступает в осушитель. Здесь происходит очистка вещества от мелких частиц и пыли, а также удаление лишней влаги.
-
4. Хладагент под высоким давлением проходит через ТРВ, где конвертируется в пар с низким давлением (2 бар) и температурой (-2 0С).
-
5. В таком виде фреон поступает в конденсатор, где возвращается к газообразному состоянию.
-
6. Газообразный хладагент отправляется в компрессор для повторения цикла.
-
7. Воздух (наружный или из салона) прогоняется через испаритель посредством вентилятора отопителя, в результате чего становится прохладным и сухим. Оставшаяся в испарителе влага стекает в поддон и удаляется из салона.
Работа автокондиционера регулируется набором датчиков. С их помощью может осуществляться переход на вторую скорость вентилятора, а также выключаться компрессор (при чрезмерном давлении или слишком низкой температуре в системе).
Обслуживание автомобильных кондиционеров
Система кондиционирования состоит из ряда сложных узлов, работающих под давлением и высокой температурой. Поэтому проводить диагностику и обслуживание нужно регулярно (желательно раз в год).
Обслуживание кондиционера подразумевает очистку радиатора, промывку и антибактериальную обработку поверхностей, замену воздушного фильтра. Помимо этого, необходимо проверить давление в системе и количество фреона. В Одессе и Харькове заправкой автокондиционеров, а также их комплексным обслуживанием и ремонтом занимается СТО «Восток».
Чтобы продлить жизнь автомобильному кондиционеру, рекомендуется соблюдать правила эксплуатации. Например, если машина долго стояла под солнцем в жаркую погоду, не стоит сразу включать охлаждение. Сначала нужно опустить стекла, чтобы температура салона сравнялась с наружной. В противном случае кондиционер будет работать на полную мощность, что способствует износу деталей. В зимнее время рекомендуется хотя бы раз в месяц включать кондиционирование, когда авто стоит в гараже. Это нужно для смазки уплотнительных колец.
Распространенные поломки автомобильного кондиционера
Самой проблемной деталью автокондиционера является конденсатор, так как он работает под высоким давлением и находится вблизи радиатора. Сам радиатор также нередко выходит из строя, ведь в него постоянно попадает пыль, грязь и химические реагенты с дорог. Заказать диагностику и ремонт автомобильного кондиционера можно на сайте автосервиса «Восток».
О поломке системы кондиционирования могут свидетельствовать масляные пятна или ледяной налет на трубках, самопроизвольное отключение устройства, затхлый запах в салоне, а также повышенный шум при охлаждении.
Выводы
Принцип действия автокондиционера базируется на способности хладагента менять агрегатное состояние, а также отдавать и забирать тепло. Фреон проходит через ряд устройств (компрессор, конденсатор, испаритель, осушитель, ТРВ), в результате чего воздух в салоне становится более холодным и сухим.