Особенностью законодательного регулирования в сфере государственной регистрации бизнеса в Украине является то, что регистрация предприятия – одна из самых быстрых упрощенных процедур, а его ликвидация – дело значительно сложнее.
Одной из основных проблем являются пробелы и коллизии нормативно-правовой базы, регулирующей проведение процедуры ликвидации. Вследствие этого собственники хозяйствующего субъекта, которые решили прекратить свою деятельность, нередко оказываются перед проблемными моментами, которые затягивают процедуру ликвидации, и тем самым создают дополнительные избыточные расходы. Чтобы избежать такой волокиты пользуются услугой ликвидация тов.
Ликвидация хозяйствующего субъекта согласно действующего законодательства Украины сегодня осуществляется одним из трех вариантов:
1. ликвидация по решению собственника, полное прекращение хозяйствующего субъекта;
2. ликвидация путем банкротства, полное прекращение хозяйствующего субъекта, однако с возможностью перевода его активов в другой хозяйствующий субъект (вновь созданный или уже существующий);
3. реорганизация хозяйствующего субъекта путем слияния, продажи, разделения, присоединения, в таком случае у хозяйствующего субъекта происходят определенные организационные изменения (например изменение организационно правовой формы) но ведение деятельности в общем порядке продолжается.
Ликвидация предприятия по решению собственника – особенности процедуры
Данная статья направлена на раскрытие проблематики ликвидации по решению собственника, поскольку это сейчас наиболее популярная форма ликвидации. Сначала кратко рассмотрим саму ликвидационную процедуру.
Ликвидация по решению собственника, логично, начинается с официального решения собственника хозяйствующего субъекта о его ликвидации, в соответствии с законодательными нормами Гражданского кодекса Украины и положений Устава хозяйствующего субъекта. Такое решение предоставляется субъекту регистрации для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований. К решение собственника, а именно к его содержанию законодатель установил определенные требования относительно информации, которая должна быть указана в таком решении, одним из таких требований является создание и утверждение ликвидационной комиссии, которая в дальнейшем осуществляет процедуру ликвидации.
Первый шаг ликвидационной комиссии – выявление кредиторов и должников хозяйствующего субъекта и урегулирования отношений между ними. Если у хозяйствующего субъекта имеется любая задолженность, то следующим шагом в процессе ликвидации будет ее погашения. По закону, кредиторы могут предъявить требования к ликвидационной комиссии в течение двух месяцев после ее создания.
В случае, когда на счетах хозяйствующего субъекта недостаточно средств для удовлетворения требований кредиторов, то по нормам Гражданского кодекса Украины, ликвидационная комиссия должна организовать продажу имущества предприятия-должника. Для этого проводится инвентаризация активов предприятия. Важная деталь: имущество должен быть сохранен в том состоянии, в котором оно находилось на момент проведения инвентаризации и составления промежуточного баланса (то есть, владелец предприятия должен позаботиться о его охране от порчи или хищения). По окончанию инвентаризации необходимо проведение оценки имущества для его дальнейшей продажи.
При ликвидации оценка может быть проведена самим же ликвидационной комиссией. Следующим этапом является составление промежуточного баланса, где отражается информация об имеющихся у предприятия активы, кредиторские требования и последствия их рассмотрения. Данный баланс утверждается собственником – органом, который принял решение ликвидировать хозяйственный субъект. Необходимо учитывать, что ликвидационная комиссия не является юридическим лицом, поэтому ее решение о рассмотрении требований кредиторов не подлежит обжалованию, а единственным путем, что остается кредитору, является обращение в суд.
После удовлетворения требований кредиторов ликвидационной комиссией утверждается ликвидационный баланс, где указываются все активы, оставшиеся после реализации имущества должника в процедуре ликвидации. Это имущество может быть распределено между учредителями (участниками) предприятия.
Другой важной задачей ликвидационной комиссии является взыскание дебиторской задолженности, в случае наличия такой. Обычно в Украине это связано со значительными трудностями, так как большинство дебиторов только услышав о ликвидации хозяйствующего субъекта, любым способом пытаются избежать уплаты нежелательной задолженности. Практика показывает, что в таком случае не обойтись без юридической помощи, тем более, когда много дебиторов, а судебного производства для взыскания задолженности – не избежать. Надо иметь в виду, что процедура взыскания задолженности с дебиторов может растянуться надолго и быть довольно затратной (уплата судебного сбора, возможные расходы на апелляционные и кассационные производства).
Таким образом, в оптимальном варианте ликвидация хозяйствующего субъекта должно происходить следующим образом: кредиторы своевременно заявили свои требования к выполнению хозяйствующим субъектом и покрываются последним, если такого субъекта недостаточно финансов, то реализуется имущество имеющееся у такого субъекта, а также взыскивается дебиторская задолженность. Далее реализуются следующие этапы ликвидации – проверки ГФС и пенсионного фонда, получение заключения аудитора, закрытие счетов в банках, передача документов в архив, уничтожение печатей, запись в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований о прекращении хозяйствующего субъекта.
Проблемы, возникающие при ликвидации предприятия
Вышеперечисленное – идеальный сценарий ликвидации, однако в реальности все происходит значительно сложнее. Решение данного вопроса можно найти здесь.
В частности, может произойти ситуация, когда кредиторы появляются уже после окончания срока рассмотрения кредиторских требований, чем препятствуют дальнейшему прохождению процедуры ликвидации, так как в связи с невозможностью их включения в реестр требований кредиторов, учитывая его предыдущее утверждение, кредиторы пытаются попасть в реестр через судебное производство. После следует ожидать открытого исполнительного производства и ареста на активы и расчетные счета в банках. Вследствие этого процедура ликвидации будет парализована.
Другой вариант проблем во время ликвидации, это когда дебиторы отказываются от погашения задолженности, и дело тоже переносится в судебных залов.
Ну и классика – претензии со стороны ГФС или пенсионного фонда при обязательных проверках хозяйствующего субъекта. Как правило, эти претензии быстро оформляются в немалые штрафные санкции.
Рекомендации – как избежать проблем при ликвидации
Анализируя вышесказанное, можем вынести ряд рекомендаций по предотвращению волокиты при проведении процедуры ликвидации Вашего бизнеса.
• Ведение реестра кредиторов и заблаговременное информирование о начале ликвидационной процедуры.
• Контроль документооборота, проведение аудита перед началом ликвидации.
• Разработка механизма погашения текущей задолженности (расходы в процедуре ликвидации) и информирование о ней кредиторов.
• Контроль почтовой корреспонденции с целью своевременного получения информации о кредиторские требования, возможные исковые требования, судебные или исполнительные производства и тому подобное.
• Анализ заявлений, уведомлений, актов и результатов проверок, требований ГФС, пенсионного фонда или других государственных органов, которые в большинстве случаев содержат ошибки и не соответствуют действующим нормам законодательства, а, следовательно, подлежат обжалованию.
• При открытии исполнительного производства – срочная подача заявления о его завершении.
• Юридическое сопровождение во время проверок государственными службами для предотвращения неправомерным выводам или решениям.
Итак, решать Вам обратиться при ликвидации к квалифицированной компании Imperium Lux, с которым Вы сможете эффективнее справиться с возникающими проблемами и который будет предоставлять Ваши интересы.